Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата
густав

Легенды Каслинского павильона: новые факты истории наград на Парижской выставке 1900 г.

Рекомендуемые сообщения

В прошлом месяце, как я уже ранее писал, вышла третья заключительная книга "Художественное литье Урала XVIII-XXI вв. Сборник научных статей", посвященная прошедшему в Москве в 2016-2017 году выставочному проекту «Искусство, рожденное огнем. Художественное литье Урала XVIII-XXI вв.». Не нарушая ничьих авторских прав, приведу одну из статей, опубликованных в этом сборнике:

 

"Легенды Каслинского павильона: новые факты истории наград на Парижской выставке 1900 г."

 

История создания Каслинского чугунного павильона, удачно сочетавшего в себе выставочную витрину для экспонатов Кыштымского горного округа на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и экспонат выставки, неоднократно находила свое отражение в материалах научных конференций и в монографиях известных отечественных искусствоведов и исследователей истории российской художественной промышленности, таких как: Б.В.Павловский, О.П.Губкин, И.М.Пешкова, З.Г.Малаева, В.М.Свистунов и О.В.Линник. Не обошли своим вниманием этот непревзойдённый образец отечественного художественного литья из чугуна и широко известные советские литературные деятели, в числе которых: писатель - автор уральских сказов П.П. Бажов; писатель-фантаст и автор историко-приключенческих романов М.Е. Зуев-Ордынец; уральский краевед и публицист М.Е. Репин, а также почти забытые публицисты и прозаики 20-40-ых годов ХХ века А.Е.Радин, Н.Добычин и В.В. Холодковский. Многочисленные публикации, посвященные вопросам становления и развития промышленного Урала, в периодической и художественно-публицистической литературе начиная со второй половины 20-х годов ХХ века сформировали определенный стереотип истории участия Каслинского завода и его чугунного павильона в Парижской Всемирной выставке 1900 года. Присуждение же Кыштымскому горному округу высшей награды выставки в Париже получило неоднозначную трактовку и обросло легендами. Рассмотрим наиболее интересные суждения и факты, имеющие место в публикациях советского периода первой половины ХХ века, которые и породили во второй половине ХХ века устойчивое мнение-легенду о Каслинском павильоне как единственном российском триумфаторе знаменитой Парижской выставки 1900 года.
Авторы отдельных научных монографий (Б.В.Павловский, И.М. Пешкова) и других публикаций (М.Е.Зуев-Ордынец, Ал.Радин), отдавая должное красоте и изяществу великолепного образца отечественного художественного литья из чугуна – Каслинскому чугуному павильону, на наш взгляд, необоснованно передали ему и лавры персонального награждения одной из высших наград выставки - Grand Prix. В своей монографии «Каслинский чугунный павильон» Б.В. Павловский уже более обтекаемо, чем было в его первых книгах «Чугунный павильон» и «Касли», сообщает читателям о присуждении высшей награды Парижской выставки Каслинскому павильону: «Каслинский чугунный павильон был вершиной литейного искусства. По отделу павильону была присуждена высшая награда - Гран-при» . В отечественной литературе вообще существуют примеры, когда авторы приписывали каслинскому павильону права на все высшие награды выставки. При этом они никогда не информировали читателей о каких наградах, кроме Гранд-При, идет речь.
Сложившееся мнение советских специалистов в области истории художественного литья из чугуна (Б.В.Павловского, И.М.Пешковой и других) о персональном присуждении Каслинскому павильону высшей награды Парижской выставки, на наш взгляд, основано на ранней советской политизированной интерпретации реальных событий 1900 года. Новая социалистическая концепция награждения именно Каслинского павильона возникает в 1935 году. Подобная концепция награждения позволяла ее создателям уйти от исторического факта присуждения награды за выдающиеся успехи в области металлургии уже несуществующему частному Кыштымскому горному округу и его владельцам. Надуманное награждение не нарушало стройную социалистическую идеологию об отсталости и всеобщем упадке, творящемся в дореволюционный период на уральских предприятиях и приисках. Даже наоборот, сохранялось заслуженное международное признание каслинского литья, но уже основанное на традициях народных промыслов и творческих результатах труда простых уральских мастеровых и, в лучшем случае, автора павильона - архитектора Е.Е.Баумгартена.
Сегодня можно уверенно сказать, что с момента начала возрождения на Каслинском заводе производства художественных вещей из чугуна, на государственном уровне существовал идеологический заказ на пропаганду каслинского художественного литья. В июле 1934 года Оргкомитет Советов молодой Челябинской области постановил: «Восстановить в Каслях чугунное художественное литье, отпустив средства для оборудования специального цеха» . С декабря 1934 года в советских печатных органах начинается массовая публикация на тему каслинского литья. Справедливости ради необходимо отметить, что и в более ранний период советской истории ряд публицистов обращался к теме Каслинского завода и его художественного литья.
Проведенный исторический и хронологический анализ литературных и публицистических изданий, посвященных теме художественного литья в Касли, свидетельствует о том, что приоритет открытия в советской журналистике, различных научных статьях, книгах и монографиях темы каслинского литья принадлежит писателю П.П.Бажову (1879-1950). Именно он еще в 1925 году, будучи корреспондентом «Крестьянской газеты», побывал в поселке Каслинский завод и на страницах журнала «Товарищ Терентий» № 12 (июнь) 1925 года опубликовал информацию о ситуации на заводе, в том числе и такую: «Художественного литья, которым славился раньше Каслинский завод, теперь не видно. Литье только по заказу» .
В его журналистском очерке нет ни слова про Каслинский чугуный павильон, Парижскую выставку 1900 года, но самым интересным является то, что в нем нет упоминания о жизненной истории мастера формовки и самобытного лепщика (скульптора)-самоучки В.Ф.Торокина (1845-1912) с его знаменитой «чугунной бабушкой», которая была опубликована П.П.Бажовым 8 февраля 1943 года в газете «В бой за Родину» (Карельский фронт).
Однако, истинным пропагандистом темы каслинского чугунного литья в ранний советский период является человек трагической судьбы, который провел 19 лет в лагерях ГУЛАГа, - М.Е. Зуев-Ордынец (1900-1967). Будучи одним из первых советских писателей-фантастов и автором историко-приключенческих романов, он в 1927 году по заданию редакции ленинградского альманаха «Резец» побывал на Южном Урале, в том числе и в Касли. Результатом этой творческой командировки стала статья в журнале «Резец» № 13 за 1928 год под названием «Каслинское литье». В последующем, в том же 1928 году, в приложении к журналу «Вокруг света» вышла его книга «Каменный пояс (Уральские очерки)». В этих произведениях еще нет надуманной истории о награждении Каслинского павильона высшей наградой Парижской выставки. Кроме того, очерки дают историческую информацию о том, что в 1927 году на Каслинском заводе действует отливка художественных вещей, в том числе и работ К.А.Клодта (1868 -1928) – «бюста Ленина, статуэтки Дзержинского, добросовестно, но без огонька». Возможно, автор ошибся, так как статуэтка Ф.Э. Дзержинского работы К.А. Клодта пока не выявлена. Автор книги отмечает, что в тот советский период спрос на художественные вещи завода был низкий, и их производство вообще собираются прекратить. М.Зуев-Ордынец словами одного из работников завода доносит до читателей, что « …А художественное литье от нас еще не уйдет. Погоди, дай срок. Опять заграницу увидим.»
В последующем М.Е. Зуев-Ордынец неоднократно обращался к теме каслинского литья. Так, 2 марта 1935 года газета «Вечерняя «Красная газета» публикует его очерк «Каслинские литейщики», а в № 7 за 1935 год журнала «Уральский Следопыт» печатается наиболее известный его очерк «Говорящий чугун». Именно с него и начинается «новая история» награждения – Grand Prix Парижской выставки становится наградой только Каслинского чугунного павильона. Эту же видоизмененную историю М.Зуев-Ордынец излагает в очерке «Кружево из чугуна», опубликованном в журнале «Огонек» № 29 за 1936 год. Продолжая тему каслинского литья, Михаил Ефимович успевает до своего ареста в 1937 году опубликовать еще ряд рассказов и очерков о Касли. Так, в газете «Известия» от 5 сентября 1935 года напечатан его рассказ «Скульптура из чугуна», а в журнале «Юный пролетарий» № 13 за 1936 год печатается очерк «Чугунный Палех».

post-2232-1556263061_thumb.jpg

post-2232-1556263074_thumb.jpg

Изменено пользователем густав

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почти одновременно с выходом в свет очерка М.Зуева-Ордынца «Каслинские литейщики» в июньском номере журнала «Наши достижения» № 5-6 за 1935 год печатается широко известный публицистический очерк Н.Добычина «Живой чугун». В этом очерке Н.Добычин ошибочно относит проведение выставки в Париже к 1909 году , а вот про награждение павильона нет информации, есть только упоминание о награждении чугунных изделий завода золотой медалью выставки. Зато на страницах очерка впервые появляется история творчества В.М.Торокина и его «чугунной бабушки».
Чуть ранее, в феврале 1935 года была подписана к печати книга Ал. Радина «Каслинские мастера», которая, видимо, после авторских доработок, увидела свет в 1936 году, причем, сюжетное построение произведения Ал.Радина почти полностью соответствует очерку Н.Добычина. Почему задержалась с выходом в свет книга Ал.Радина и кто первый изложил историю жизни В.М.Торокина – Ал.Радин или Н.Добычин - пока ответа нет. Алексей Евгеньевич Радин дал прекрасную оценку ситуации с историей о каслинском павильоне, царившей в современном ему обществе в 30-е годы XX века:
«Может было, все это и не совсем так или совсем не так. Но в Каслях любят рассказывать про Парижскую выставку изустные предания, освеженные феерическим светом фантазии, рисуют чудесный павильон, где было собрано самое высокое мастерство формовщиков и чеканщиков. Не шутка же парижская «Grand Prix», высшая награда» .
В последующем, в журнале «Техника Молодежи» №9 за 1939 год был опубликован очерк Вл.Холодковского «Чудесный палех», который был полностью политизированным. Чего стоят только вот эти слова автора: «Этой мировой славой русский завод обязан высокому искусству своих замечательных мастеров, простых рабочих-литейщиков. Каслинское художественное литье – это старинное, глубоко народное искусство» .
Продолжил тему каслинского литья в советской литературе исторический очерк уральского краеведа и журналиста М.Е. Репина «Касли», вышедший в свет в 1940 году. Данное произведение еще более идеологизированное, впрочем, это соответствовало политической ситуации в стране. М.Е.Репин на страницах своей книги вообще предлагает новый литературный вариант истории создания каслинского павильона: «Каслинских мастеров заставили вырезывать из дерева, а затем отливать и чеканить ажурный павильон» .
Проведенный автором анализ находящихся в открытом допуске общеизвестных исторических документов, ранее используемых как обоснование присуждения павильону высшей награды выставки, не позволяет сделать вывод о том, что жюри выставки в 1900 году действительно присудило Кыштымскому горному округу Grand Prix только за один его экспонат – Каслинский чугунный павильон. Рассмотрим эту ситуацию с награждением Кыштымского горного округа на Парижской выставке 1900 года с привлечением французских и российских источников этого времени.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В конце XIX - начале XX века Кыштымский горный округ являлся одним из крупнейших в России вертикально-интегрированных горно-металлургических производств. В состав округа входили: горнорудное производство - Соймановские золотые промыслы, включая 49 рудников, в том числе с крупнейшими на тот момент разведанными запасами медного колчедана; предприятия по первичной переработке рудных материалов и производства чугуна, стали и железного листа - Кыштымский (Верхне-Нижне) чугуноплавильные и железоделательные заводы, Нязепетровский (Верхне-Нижне) чугуноплавильные и железолистокатальные заводы; производства по заготовке, отжигу и реализации древесного угля - лесные дачи округа составляли 387 679 десятин земли; производства продукции из чугуна и стали - Каслинский чугуноплавильный и чугунолитейный завод, Теченская железолистокатальная фабрика, Шемахинский железоделательный завод, а также торговый дом. В конце 90-х годов XIX века на заводах округа «…работают всего до 13 000 человек, из них до 6 000 человек постоянных и на вспомогательных работах до 7 000 человек. Уставщиков и мастеров на заводах 40 человек, все русские» .
Заводы округа в год производили только одного чугуна до 2 000 000 пудов, а к 1908 году объем производства мартеновского железа в округе составлял уже 1 600 000 пудов. В то время как производство художественных «кабинетных» вещей на Каслинском заводе «в лучшие годы XIX века» едва достигало 20 тонн (1200 -1270 пудов) или 22 000 изделий в год, что составляло менее 0,8 процента от общего объема производимого в округе ваграночного литья – 150 000 пудов. Для владельцев Кыштымских заводов художественное литье, отливаемое на Каслинском заводе, «было своего рода визитной карточкой и имело рекламно-коммерческий характер, служивший продвижению основных видов продукции Кыштымского горного округа» .
Кыштымские заводы в конце XIX века при высочайшем качестве производимой ими продукции – чугуна, стали и железного листа не имели возможности расширить рынки сбыта для своей высококачественной продукции не только за рубежом, но и в Российской империи, так как теряли все свои качественные преимущества из-за высокой себестоимости продукции. Заводам требовалось глубокое техническое перевооружение, что в свою очередь было невозможно без создания новой транспортной логистики – железнодорожного сообщения, и это все в конечном счете вело к крупным финансовым вложениям. Новое поколение владельцев Кыштымского округа в 90-х годах XIX века приступило к широкому техническому переустройству на головном предприятии округа – Каслинском заводе, но основная масса капитальных вложений была направлена на процесс внедрения мартеновского производства на Нязепетровском заводе.
С 1900 года в округе ведутся работы по подготовке строительства Верхне-Кыштымского медеплавильного и Нижне-Кыштымского электролитного заводов. Для владельцев округа стало актуальным строительство «медного завода» при Соймановских золотых промыслах.
Кыштымский округ принимает активное участие в различных внутрироссийских и международных выставках, на которых получает череду почетных наград. В 1896 году по итогам Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде Кыштымскому округу была присуждена, как «экспоненту, оказавшему особые, на поприще отечественной промышленности, заслуги» высшая награда – право изображения Государственного герба Российской империи на продукции, вывесках, клеймах, прейскурантах и иной печатной продукции. Согласно существовавшему еще с 70-х годов XIX века Положению о присуждении наград на всероссийских выставках: «…Подобное право изображения государственного герба на вывесках и изделиях предоставлялось только перворазрядным в их специализации по размерам производства и по техническому устройству мануфактурным заведениям, ……. при назначении этих наград принимается в соображение: 1) качество выставленных произведений; 2) происхождение и степень предварительной подготовки первообразных материалов; 3) фабрично-заводская и продажная цена производства, причем внимание должно быть в особенности обращено на удешевление, достигнутое введенным улучшенным способом производства; 4) размеры производства и число занимаемых работников; 5) техническое устройство самого заведения, способы производства и контроль над ним, а также происхождение техников и мастеров; 6) попечения, принимаемые к улучшению нравственного и материального быта рабочих и польза, приносимая заведением местности, где оно устроено» . В 1896 году для Нижегородской выставки оценочные показатели были доработаны, конкретизированы и расширены, в том числе пунктом – «Особые услуги, оказанные отечественной промышленности и торговли».

 

Фото № 1. Витрина Кыштымского горного округа на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 год, г. Екатеринбург, фотография Н.Терехова.

post-2232-1556264075_thumb.jpg

Изменено пользователем густав

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приведенный перечень оценочных показателей говорит о том, что только одно великолепное качество каслинских художественных вещей из чугуна не могло являться определяющим фактором для присуждения в 1896 году Кыштымскому округу столь высокой награды.
Примером тому является не слишком удачное участие Кыштымских заводов в Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 году в г. Екатеринбург. Округ на выставке демонстрировал свой первый из известных чугунных павильонов, выполненный по форме шатра (фото № 1). Под этой скромной в художественном плане чугунной сенью были размещены промышленные образцы продукции и художественные вещи Каслинского завода. Вот как современники описывали экспозицию Кыштымских заводов на Сибирско-Уральской выставке: «Наконец, мы дошли и до Кыштымских зав., с их прекрасным чугунным каслинским литьем….В горнозаводском отделе Кыштымские заводы заняли не особенно большое место, но все оно наполнено прекрасными изделиями и особенно красивыми литыми чугунными вещами, а потому и неудивительно встретить здесь всегда массу посетителей. Действительно, тут есть на что посмотреть! По краям витрины (фото № 2) находятся более крупные изделия заводов, как то: чугунные диваны, камины, чугунные фигуры и бюсты, украшения для садов, заслонки и т.п.; далее, на изящно сделанных из металла полках, разоставлена масса красивых, а подчас замечательно натурально вылитых фигур, групп и вещей, образцами для которых послужили картины и рисунки известных художников; напр. тут мы встречаем: лампы, бюсты писателей, не особенно, впрочем похожие; животных в разных видах и положениях; избушку на курьих ножках, представляющую из себя замысловатую коробку; в высшей степени замечательное изображение крестьянки, едущей верхом на лошади с граблями в руках, сделанное с рисунка Лансера ( в статье допущена ошибка с авторством, вместо Н.И.Либериха (1828-1883) автором назван Е.А.Лансере (1848-1886) – Прим.автора) и т.д. и т.д.
Все эти изделия продаются, но их, конечно, лучше покупать в Екатеринбургской лавке Кыштымских заводов, где они несколько дешевле. Нельзя при этом не упомянуть, что в витрине есть альбом с фотографическими, хорошей работы, снимками со всех вещей и фигур, имеющихся в продаже в лавке заводов, по которому и можно ознакомиться с содержанием последней» .

 

 

 


Фото № 2. Чугунная сень – витрина Кыштымского горного округа на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, 1887г., г.Екатеринбург (справа, за фигурой выставочного служащего, виден ажурный шатер и продукция Каслинского завода – лавки с чугунными ножками, садовые скульптуры, камин и т.д.)

post-2232-1556264395_thumb.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По итогам Сибирско-Уральской выставки 1887 года Кыштымские заводы получают череду противоречивых профессиональных отзывов: «Первое место по количеству и художественности литья все еще остается за Кыштымскими (Каслинским) заводами, хотя находить в них в этом отношении особого прогресса и нельзя. Некоторую конкуренцию представлял им Кусинский завод Златоустовского округа, давший также много хороших вещей, но по более дешевой цене. Напрасно только помянутый завод придерживался одинаковых с каслинскими моделей. Если же этим обстоятельством воспользоваться для тщательного сравнения тождественных отливок, то в тонкостях отделки, изделия Кусинского завода все-таки несколько уступают Каслинским. По прекрасному доменному литью выделился Каменский завод. Что же касается правильности отливок, зависящей от точности выверки моделей, то в этом отношении пальму первенства надо отдать Холуницким заводам» .
Еще одно мнение технического эксперта того времени о художественном литье Кыштымских заводов лишний раз подтверждает, что не только каслинское художественное литье определяло успехи и высокие награды округа: «Последнее (художественное литье - Прим.автора) особенно замечательно, хотя оно и играет второстепенную роль в производительности заводов. Производится оно на Каслинском заводе, где по моделям Лансере и других художников, отливаются прекрасные группы, статуэтки, канделябры, мелкие вещи, камины и т.д., стоящие, сравнительно, весьма дешево. Лучшая группа – «Джигитовка черкесов», по модели Лансере, стоит 26 рублей, пара изящных канделябров (изображающих рыцарей) - 36 рублей, мелкие вещицы можно иметь на 3-1 рубль, даже 50 коп. К сожалению, сбыт этих вещей плохо организован, и даже во время выставки не были приготовлены в достаточном для продажи количестве. В других местах достать их редко где можно, хотя заказы на них получаются из-за границы. Дело это могло бы быть, несомненно, более развито и с каждым годом совершенствоваться. Многие изделия слишком аляповаты, грубы, и хорошие – все на пересчет. Следовало бы озаботиться привлечением хороших художников и изготовлением, при помощи их, более разнообразных и изящных моделей групп и вообще изделий. В последнее время у Каслинского завода явился конкурент в лице Златоустовского (Кусинского казенного завода – Прим. автора). Он добыл формы из тех же моделей и отливает их не хуже каслинских, но продает на 1/3 дешевле» .
Результатом участия Кыштымских заводов в Сибирско-Уральской выставке 1887 года стало присуждение Кыштымскому горному округу лишь Большой серебряной медали Горного департамента Министерства Государственных имуществ – «за очень хорошее доменное и литейное производство и обширную выделку железа.» . Подобная награда для столь именитых заводов, конечно, не являлась большим достижением.
Период с 1887 по 1899 годы, который по мнению О.В. Линник является наиболее «благоприятным периодом» в развитии Кыштымского горного округа, позволил осуществить значительное техническое усовершенствование производств и расширить ассортиментную линейку продукции и в том числе разнообразить модельный ряд художественных вещей.
Для участия округа в Нижегородской художественно-промышленной выставке 1896 года владельцы предусмотрительно заказали проект витрины-павильона (фото № 3) у профессионального петербургского архитектора А.И.Ширшова (1865-19(?)), который уже имел опыт в подготовке оформления выставочных пространств.

 

Фото № 3. Выставочная витрина Кыштымского горного округа – Каслинский чугунный павильон на Нижегородской художественно-промышленной выставке 1896 года, г. Нижний Новгород., автор А.И.Ширшов.

post-2232-1556264491_thumb.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По итогам Нижегородской выставки 1896 года многочисленные эксперты того времени в своих отзывах все больше внимания уделяют основному ассортименту продукции округа, но не забывают отметить и его «кабинетное литье» – «Заводы вырабатывают сортовое и листовое железо, посуду русскую и азиатскую, печные принадлежности и проч.. Литье Каслинского завода по своим качествам, чистоте отливки и легкости вещей безупречно лучшее, что вполне доказывается увеличением спроса его и образцами, доставленными на Нижегородскую выставку 1896 г. … Кроме, того следует заметить, что сортимент листового кровельного железа, доставленный на нижегородскую ярмарку, отличается легковесностью по сравнению с таковыми же сортиментами многих других заводов». Далее комиссия отмечает: «Из предметов чугуноплавильной и чугунолитейной промышленности Урала, кроме штыкового чугуна, который входил в убранство или аксессуары каждой витрины, обращала на себя внимание персидская и малоазиатская чугунная посуда Кыштымских и Кусинского казенных заводов, которой ежегодно отправляется туда не менее 150 000 пудов, художественное литье (вероятно, первое в свете) этих заводов, к сожалению не имеющее пока промышленного значения….» .
Заключительный вердикт комиссии по итогам Всероссийской выставки 1896 года о Кыштымских заводах: «Экспертная комиссия обратила внимание на высокое качество чугунного литья, отличающегося и своим внешним видом, а также и на высокое качество железа, на которое предъявляется огромный спрос» .
По мнению О.П.Губкина, опубликованному в его монографии «Каслинский чугунный павильон. Создание и возрождение»: «...демонстрация великолепного каслинского художественного литья из чугуна рядом с продукцией Кыштымских заводов наследников Л.И.Расторгуева, безусловно, повышала шансы Кыштымского горного округа в борьбе за высшие выставочные награды» .
Следовательно, каслинское художественное литье способствовало получению Кыштымским горным округом высоких наград на всевозможных выставках, но все-таки не оно предопределяло их получение.
На фоне производственных и выставочных успехов округа его владельцы, как и прочие уральские горнозаводчики, столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны южнорусских металлургических предприятий, быстро увеличивающих объемы производства. Российская металлургическая промышленность за период с 1889 по 1899 год достигла небывалых темпов роста в 563 процента в производстве чугуна и стали, обойдя по этому показателю Соединенные Штаты Америки с их приростом в 300 процентов . Этому впечатляющему росту производства отечественной металлургической промышленности способствовала новая технологическая база предприятий Юга России и протекционистская политика российского правительства по созданию преференций отечественным металлургическим предприятиям путем заградительного таможенно-тарифного регулирования на ввоз иностранного чугуна.
В 1898 году Кыштымский горнозаводской округ, уже относимый к «числу выдающихся фирм и владельцев заводов», получил от лица Председателя Комиссии по организации выставки в Париже В.И. Ковалевского особое пригласительное письмо на участие во Всемирной выставке 1900 года. Владельцы и управленцы Кыштымских заводов хорошо осознавали все возможные преимущества от участия округа в столь значимом мировом смотре промышленности и искусств. Округу требовались новые инвестиции и новые рынки, а участие продукции округа в Парижской выставке, безусловно, могло бы привлечь внимание иностранного капитала к богатейшим горнорудным запасам и промышленным производствам округа.
В том же году под патронатом члена Правления В. Г. Дружинина (1859-1936) и при самом активном участии Главноуправляющего Кыштымским Горным округом П.М. Карпинского (1843-1907г.г.) и Управляющего (Смотрителя -прим.Автора) Каслинским чугунолитейным заводом В.П. Иваницкого (годы службы на Каслинском заводе в разных должностях с 1896 по 1916 (?) – Прим.автора) округ приступил к подготовке к участию в выставке 1900 года.
Имея удачный опыт по созданию художественной выставочной витрины-павильона из чугуна для Нижегородской выставки 1896 года, а также восторженные отзывы публики и прессы о подобных типах выставочных площадок, которые демонстрировались целым рядом уральских горных предприятий, руководство округа намеревалось использовать нижегородский павильон в Париже. Однако, как следует из майского доклада 1898 года Главноуправляющего Кыштымским горным округом П.М.Карпинского: «На Всемирной выставке в Париже в 1900 году предложено отвести место для Уральских горных заводов в 100 квадратных сажен. Витрина, бывшая на Нижегородской выставке, занимает площадь 20 квадратных сажен (90 с лишним кв.метров -Прим. автора), а поэтому вряд ли может быть поставлена» . Б.М.Павловский в своей монографии «Каслинский чугунный павильон», приводя этот довод из доклада П.М.Карпинского, писал, что ограниченность в площади под размещение Каслинского павильона образца 1896 года и стала причиной создания нового чугунного павильона. Вместе с тем, видимо, существовали еще и другие технические причины, одна из которых – специфическая конфигурация самой площадки под размещаемую экспозицию. Расположение экспозиции Кыштымского горного округа было предусмотрено французской администрацией выставки на одной из узких переходных галерей второго этажа дворца группы «Горное дело. Металлургия», что также вело и к ограничениям в весе витрины-павильона.

 

Фото № 4. Каслинский чугунный павильон-витрина Кыштымского горного округа (слева) и витрина-павильон Уральских казенных горных заводов (?), в т.ч. Кусинского казенного завода, Париж 1900г.

post-2232-1556264838_thumb.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1898 году владельцы Кыштымского горного округа в лице В.Г. Дружинина принимают решение, что для «Великой выставки» требуется новая витрина-павильон, и поручают ее создание петербургскому архитектору Е.Е.Баумгартену (1867-1919). К участию в работе над оформлением чугунного павильона была привлечена столичный скульптор М. Л. Диллон (1858-1932). Работа над павильоном была завершена в утвержденные сроки, и павильон был установлен на предназначенное ему место (фото № 4).
Представленная фотография 1900 года из издания А.С.Шустова «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году», позволяет иметь визуальное представление о фактическом месте расположения Каслинского чугунного павильона в зале дворца «Горное дело. Металлургия» на Марсовом поле. Вполне вероятно, что на этой фотографии также изображен и выставочный павильон Кусинского казенного завода, представленный в составе тринадцати Уральских казенных горных заводов, участвующих в выставке. Подобное предположение, что на фотографии рядом с Каслинским чугунным павильоном расположена и витрина-павильон Уральских казенных горных заводов, основано на докладе П.М. Карпинского об общем размере выделенных площадей для уральских горных заводов, но в первую очередь на информации из французского издания Каталога выставки - «Catalogue General Officiel» . В Каталоге указаны номера мест расположения каждого экспонента и номера выставочных мест Кыштымского горного округа наследников Л.Расторгуева и Уральских казенных горных заводов совпадают – «PL.V – B.6», что соответствует одному из залов группы «Горное дело. Металлургия» выставочного дворца на Марсовом Поле. Благодаря находке плана-схемы (фото № 5) стало возможным установить место нахождения этих выставочных площадок, обозначенное на фото красной стрелкой.

 

 

 

Фото № 5. План-схема выставочного комплекса «Горное дело и металлургия» с обозначением стрелкой места расположения витрины Кыштымских горных заводов – Каслинского чугунного павильона.

post-2232-1556264965_thumb.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кроме того, конфигурация второго павильона с фотографии соответствует описанию Кусинского павильона для Парижской выставки 1900 года, представленному Л.П.Байновым в монографии «Художественный чугун Кусы»: «Основу ажурного строения составляли 28 колонок круглого и квадратного сечения, увенчанных тюльпанами и горнозаводскими гербами». Однако, Л.П.Байнов в своей работе, видимо, ошибочно разместил павильон Кусинского казенного завода в русском кустарном разделе Парижской выставки, так как русский кустарный отдел находился в другой ее части.
Еще одна выставочная фотография (фото № 6) из французского Каталога выставки 1900 года дает представление о том, каким могла увидеть французская публика Каслинский чугунный павильон на переходной галерее второго этажа, так как он располагался в непосредственной близости от предполагаемой витрины Кусинского завода, запечатленной на дальнем плане фотографии.

 


Фото № 6. Русский раздел в выставочном здании «Горное дело и металлургия», вид на переходную галерею второго этажа, где размещалась витрина Кыштымских заводов (витрина осталась слева за кадром при фотосьемке).

post-2232-1556265144_thumb.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зададимся вопросом - действительно было ли так прекрасно место и выбранное расположение под павильон, как о нем писал Е.Е.Баумгартен в письме к В.Г. Дружинину? Сегодня об этом судить сложно, но ясно одно: пройти мимо павильона и не обратить на него свое внимание не получится, так как два узких прохода находились практически вплотную к самому павильону (фото № 7). Посетители могли детально рассмотреть все изящество павильона, а при желании и приобрести выставленные в нем и на прилавке вокруг него художественные вещи Каслинского завода. Это был очень удачный маркетинговы¬¬й ход управляющих округом, которые смогли превратить все недостатки месторасположения павильона в его преимущества.

 


Фото № 7. Вид на выставочную витрину Кыштымского горного округа – Каслинский чугунный павильон со стороны центрального и правого бокового входов, автор Е.Е.Баумгартен, Париж 1900г.

post-2232-1556265265_thumb.png

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кыштымский горный округ выставлялся на Парижской выставке в шести классах по трем группам, а не по четырем классам в двух группах, как об этот довольно часто указывается в различных искусствоведческих исследованиях. Округ представил свою основную продукцию в трех классах XI группы «Горное дело. Металлургия» :
- в 63 классе «Разведка рудников, копей, приисков и каменоломен» были представлены образцы железных руд;
- в 64 классе «Получение металлов и превращение их в первообразные продукты производства», который согласно французскому изданию Каталога «Catalogue General Officiel» проходил под названием «Большая металлургия», выставлены образцы чугуна разных сортов;
и, наконец, по 65 классу, который в русском издании Каталога экспонентов значится как «Приготовление металлических изделий», а во французском варианте «Catalogue General Officiel» имеет наименование «Малая металлургическая промышленность». Кыштымский округ представил в этом классе обыкновенное и художественное чугунное литье. Состав российских участников в этом классе довольно разнообразен: известные производители самоваров, такие как Баташевы и фабрика П.И.Панаргина; различные производители чугунной посуды, несгораемых шкафов, сейфовых замков, колоколов и, конечно, Уральские казенные горные заводы. Казенные заводы были представлены в 65 классе: Златоустовским заводом с его фирменным экспонатом - государственным гербом из частей холодного оружия и других изделий; клинками из булатной стали; Кусинским казенным заводом, который демонстрировал также, как и Каслинский завод, обыкновенное и художественное чугунное литье и Артинским казенным заводом, представившим на суд жюри косы из тигельной и мартеновской стали.
Художественные вещи Кыштымских заводов в лице Каслинского завода были представлены в 97 классе выставки «Художественные изделия из бронзы, чугуна и железа» в XV группе «Разного рода производства», но фактически вещи демонстрировались во дворце на Марсовом поле в 65 классе. Такой же принцип представления по двум классам в двух разных группах был у художественного литья Кусинского завода. Вероятно, что художественное литье из чугуна в виде групп и скульптур проходило по 97 классу, в то время, как прочее ваграночное литье - посуда и другие утилитарные предметы из чугуна - оценивалось по 65 классу.
Кроме того, в XVI группе выставки «Социальная экономия, гигиена, общественное презрение» Кыштымский округ участвовал своими экспонатами в 106 классе «Жилища для рабочих», где выставил копии планов заводских зданий, и в 109 классе «Попечительные учреждения» с фотографиями больничных учреждений на Кыштымском горном заводе.
Владельцы округа стремились показать высокому жюри все стороны своей деятельности на заводах и максимально привлечь внимание инвесторов к его производственной и социальной составляющей.
Теперь остановимся на наградах и отзывах, полученных Кыштымскими заводами наследников Л.Расторгуева, по итогам выставки как в русских, так и во французских официальных изданиях.
По 63 и 64 классам выставки Кыштымский округ не был удостоен каких-либо наград, как и по 106 и 109 классам. Решением жюри по 65 классу округ получает высшую награду выставки - Grand Prix. В этом же классе выставки, в числе еще 17 награжденных горнозаводских специалистов России, был удостоен золотой медали П.М. Карпинский, которого Д.И.Менделеев ранее назвал «Несравненный эрудит». Однако, информация о награде П.М.Карпинского доступна только во французском варианте Каталога выставки, так как в русском варианте имена награжденных сотрудников не сообщались. Кроме того, во французском Каталоге в имени и в фамилии П.М.Карпинского допущена ошибка – М.Корпинский, а его должность в Кыштымском округе обозначена как Инженер заводов.
Официальные отзывы международного жюри и описание Кыштымских заводов по 65 классу можно найти во французском издании «Rapports du jury international», изданном генеральной дирекцией Всемирной выставки:
«Россия была, после Франции, государством с лучшим чугунным производством. Обширность лесного хозяйства и богатство полезными ископаемыми объясняют развитие этой индустрии и хорошее качество производимой продукции, благодаря использованию древесного угля как топлива. Металлургические заводы Кыштыма (Пермская губерния), как и большинство похожих производителей по всей России, были давно созданы и насчитывают большое число работников. Что касается отливки и качества чугуна, то экспонаты, представленные ими на выставке, были запоминающимися. Заводы Кыштыма производят большое количество хозяйственной посуды и бытовой утвари: казаны, котлы, чайники и т.д. Специализацией этих заводов (имеется в виду Каслинский завод -Прим.автора) является великолепно выполненные репродукции произведений искусства. Анализ деятельности заводов показал значительное объем производства у указанных заводов. Только художественных предметов они производят 22000 штук общим весом 20 тонн. Число задействованных работников: от 1500 человек (вероятно, речь идет о Каслинском заводе и его рабочих, занятых в литейном производстве – Прим. автор).
Жюри присудило им Grand Prix этой замечательной выставки, золотой медалью награжден господин М. Корпинский, Инженер заводов».

 

В официальном каталоге выставки нет упоминания о награждении непосредственно Каслинского павильона.

 

Далее в материалах выставки, посвященных экспонентам по 65 классу, речь идет о казенных горных заводах: «Уральские казенные горные заводы одновременно выставлялись в Классе 64 и 65. Они включают в себя 13 заводов с общим числом работников - 22000 человек. Жюри были представлены изделия из чугуна от Кусинского завода. Чугун обладал замечательной мягкостью. Заводом был представлен образец лестницы, полностью выполненной из чугуна, отливка и установка которой была аккуратно исполнена».
Отзывы из официальных материалов отчета Комиссара русского отдела по итогам выставки таковы: «В среде металлических изделий обращали на себя внимание произведения Уральских казенных заводов и между ними замечательный набор Златоустовского холодного оружия; Кусинское художественное литье и орудия. Заводы Посселя выставили стальные косы различной степени закалки. Успешно продавались художественно-исполненные предметы Кыштымских заводов из чугуна, Дружковские заводы выставили рельс длиною в 100 метров. Сосновицкие трубопрокатные заводы и Московский металлический завод выделялись качеством своих изделий. Наконец, медведь завода Калинина, на котором шерсть состояла из обойных гвоздей различной величины, привлекал внимание выставочных зевак».

Изменено пользователем густав

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 97 классе выставки «Художественные изделия из бронзы, чугуна и железа», где участвовали Кыштымские горные заводы наследников Л.Расторгуева, представленные Каслинским заводом, и Кусинский казенный завод, экспонентам были присуждены лишь бронзовые медали. С Каслинским и Кусинским заводами злую шутку сыграла модельная подборка групп и скульптур французского авторства, специально включенная в выставочный ассортимент этих заводов. Несмотря на великолепное качество представленных художественных вещей, членами международного жюри были предъявлены претензии к заводам о нарушении авторских прав и неправомерном тиражировании. Это нашло свое отражение в мнении профессионального жюри, состоящего из известных скульпторов и представителей художественной промышленности Франции и было помещено во французские официальные материалы:
«Мы могли бы не упоминать Уральский и Кыштымские Заводы из-за полученных ими оценок (бронзовые медали), чье чугунное литье демонстрировалось на Марсовом Поле, но мы все же должны отметить их значительную важность, исходя из представленной экспозиции.
К сожалению, эти заводы, должно быть, находят выбор и создание моделей достаточно трудоемким и затратным процессом, и их самые важные и наиболее удавшиеся экспонаты являются всего лишь повторами с групп и статуэток, чьи модели составляют собственность французских производителей. Это достаточно деликатный вопрос, который негативно повлиял на решение жюри, отразился на оценках каждого участника, и с злоупотреблением в котором мы активно боремся» .
В российском издании того периода «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году», издание А.С. Шустова, указано, что по этому же 97 классу выставки серебряной медали был удостоен «Баумгартен» . К сожалению, в издании А.С. Шустова не указаны инициалы награжденного, нет и упоминание об этом в официальных материалах выставки как в русском, так и французском варианте. Тем не менее, подобное награждение могло вполне состояться, так как правила французского выставочного положения позволяли награждать авторов рисунков, шаблонов, моделей и т. п.
Таким образом, Кыштымские заводы и их сотрудники были удостоены на Парижской выставке медалей всех достоинств:
по 65 классу «Малая металлургия» - это высшая награда выставки Grand Prix за литье из чугуна и личная золотая медаль выставки П.М.Карпинского;
по 97 классу «Художественные изделия из бронзы, чугуна и железа» – личная серебряная медаль Е.Е.Баумгартена и бронзовая медаль за художественное литье Каслинского завода.
Общий итог наград российской горной и металлургической промышленности на Всемирной выставке в Париже в 1900 году составил 178 медалей и наград, в том числе 15 заводам и горным округам были вручены Grand Prix выставки, а также высшую награду выставки получил один из горнозаводских сотрудников.
В настоящее время, когда значительно расширилось информационное поле для изучения новых исторических материалов и появились технические возможности для удаленного доступа к ранее не изученным архивным материалам, у современных специалистов в области истории художественной промышленности и коллекционеров-исследователей существуют реальные возможности для более полного и объективного изучения подлинных обстоятельств истории участия Кыштымского горного округа во Всемирных выставках, истории формирования модельного ряда каслинского литья и награждения округа и его сотрудников по результатам выставок.

post-2232-1556265974_thumb.jpg

post-2232-1556266017_thumb.jpg

post-2232-1556266049_thumb.jpg

post-2232-1556266086.png

post-2232-1556266162_thumb.jpg

post-2232-1556266185_thumb.jpg

post-2232-1556266215_thumb.jpg

Изменено пользователем густав

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот еще несколько фотографий 1900 года видов экспозиций из Дворца "Горное дело. Металлургия" , в том числе и фото тыльной стороны Каслинского павильона - витрины Кыштымского горного округа.
P.S. За тот период времени пока сборник находился в печати удалось обнаружить и получить новые документальные подтверждения награждения сотрудников и специалистов Кыштымского горного округа по итогам выставки.Так, еще раз полностью подтвердился факт присуждения золотой медали выставки Главноуправляющему Кыштымским горным округом П.М. Карпинскому и серебряной медали выставки автору Каслинского павильона художнику-архитектору Е.Е.Баумгартену. Кроме того, дополнительно стало известно и о других награжденных сотрудниках и специалистах Каслинского завода, так серебряная медаль выставки была присуждена Управляющему Каслинским заводом Копылову Б.И., а похвальные дипломы выставки получили еще два работника Каслинского завода. Но это уже другая история и на на мой взгляд не менее интересная, так как меняет представление о некоторых персоналиях и событиях того периода.

post-2232-1556301142_thumb.jpg

post-2232-1556301257_thumb.jpg

post-2232-1556301314_thumb.jpg

post-2232-1556304286_thumb.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Игорь! Спасибо большое Вам! Прочитала с большим интересом, и с некоторой грустью - ушедшее не вернуть...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Уважаемый Игорь! Спасибо большое Вам! Прочитала с большим интересом, и с некоторой грустью - ушедшее не вернуть...

Спасибо Вам! Грустить о прошедшем не будем, а знать и помнить - да!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо. Читаю про участие в Парижской выставке 1900 года всегда. По семейной легенде, один из предков работал мастером на Каслинском заводе и работал над этим литым павильоном. Пытаюсь найти что-нибудь в подтверждение этой информации.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо. Читаю про участие в Парижской выставке 1900 года всегда. По семейной легенде, один из предков работал мастером на Каслинском заводе и работал над этим литым павильоном. Пытаюсь найти что-нибудь в подтверждение этой информации.

Как предка Ф.И.О.?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо. Читаю про участие в Парижской выставке 1900 года всегда. По семейной легенде, один из предков работал мастером на Каслинском заводе и работал над этим литым павильоном. Пытаюсь найти что-нибудь в подтверждение этой информации.

Как предка Ф.И.О.?

Ахлюстин. Отчество Федорович. Имя надо уточнить. Он родной брат моего прадеда Александра Ахлюстина, который был околоточным в тех краях. Изменено пользователем Шумной

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо. Читаю про участие в Парижской выставке 1900 года всегда. По семейной легенде, один из предков работал мастером на Каслинском заводе и работал над этим литым павильоном. Пытаюсь найти что-нибудь в подтверждение этой информации.

Как предка Ф.И.О.?

Ахлюстин. Отчество Федорович. Имя надо уточнить. Он родной брат моего прадеда Александра Ахлюстина, который был околоточным в тех краях.

Не знаю, видели ли Вы эту информацию и фото. С именами могут быть путаницы.

post-2232-1556371156_thumb.jpg

post-2232-1556371177_thumb.png

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...