Перейти к контенту
Форум для коллекционеров антиквариата "Старина и Редкости"

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте уважаемые коллеги!
Несколько лет назад я, эмпирически,
случайно обнаружил интересную особенность
бесцветного стекла - именно бесцветного.
и именно стекла, не хрусталя. Суть в том,
что такое стекло в зависимости от времени
производства реагирует на УФ следующим образом
- до конца 19го века - хорошо заметное
салатовое свечение, с начала 20го - слабое тускло-
оливковое. В периоде конец 19го - начало 20го
плавный переход от одного к другому.
В коце 20го века появляется очень
хорошо обесцвеченное стекло с яркой бело-голубой
флуоресценцией.
Конечно есть исключения. но именно исключения.
Мной было проведено порядка двух тысяч
опытов, и с вероятностью более 90% такая методика
оправдывает себя. Конечно она не может быть
самодостаточной, но очень удобна и наглядна.
Долго я безуспешно пытался популяризировать такой метод,
несмотря на частую иронию. Дело в том, что коллективными усилиями
можно достигнуть многократно большего. Во-первых
- возможно у кого-то есть доступ к оборудованию,
позволяющему определить собственно причину такого
эффекта - вероятно причина в составе стекла.
У меня нет такой возможности. Далее - у музейных
работников есть возможность испытать образцы более раннего, нежели
вторая половина 18 века и главное точно датированные
и в большем количестве, нежели у индивидуального собирателя.
К тому-же подобное исследование доступно любому
собирателю стекла.
Приглашаю к широкому обсуждению всех заинтересованных.
Буду благодарен за результаты опытов, как подтверждающие,
так и опровергающие мои выкладки.
Далее я опишу и иллюстрирую суть метода.
С уважением!

  • Thanks 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если ув. Модераторы, сочтут нужным перенести в другое
место - не возражаю и буду признателен!
С уважением!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По сути - практически любое стекло
реагирует на УФ излучение. Сразу подчеркну
- я использовал как источник в основном
уф лампы с увиолевым фильтром. Длину волны
не знаю. Конкретно - "черные" линейные лампы
Филлипс, и "черные" экономки других производителей.
Чем лучше фильтр и чем меньше видимого света
дает источник - тем лучше.
Отличные результаты получаются со специальным
источником на базе ламп типа ДДС и специальными
УФ фильтрами - видимое отсутствует, только УФ.
Мощности источника 15-20 вт достаточно
для большинства случаев. При использовании
(кратковременно) ламп типа экономок я не
пользовался защитными очками. Но рекомендую
использовать их всегда, особенно при длительной
работе, или с мощными источниками!
Но только уф реакция бесцветного стекла,
именно бесцветного, и именно стекла, имеет достаточно
общие характеристики по времени и мало зависит от
производителя. Хрустальное мало зависит от времени
производства по свечению. Купоросное также.
А различные цветные стекла - это очень
сложная тема, я даже не брался за ее систематизацию.
С уважением!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ув. Veniamin, на донце более старого флакона
- Т-во А. Ралле и Ко, а на более позднем (плохо отличать)
либо AD либо AR. Логотип из совмещенных букв А. Дютфуа
либо А. Ралле.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чернильница такая (крышка отсутствует):
post-21645-1504099523_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажите, а чем можно обьяснить разную интенсивность свечения стекла разных периодов?
Мое мнение дилетанта: Ингридиенты стекольной массы, наверное всегда были одинаковы, однако, уверен, что сырье из разных месторождений и географических мест должно давать разное свечение. Т. е., скорее всего, если взять две вещи одного времени производства, но произведенные в разных странах, свечение не будет полностью идентичным.
Если допустить, что свечение стеклу придает наличие изотопов урана или тория, то степень присутствия этих элементов в сырье и будет установлена с помощью УВ лампы.
Например, в Богемии, известной залежами урана, стекло должно светиться интенсивнее, чем скажем стекло, произведенное в то же время в центральной части России.
Ну и далее, по мере развития промышленности могли использовать разные химические добавки, которые также могут влиять на свечение.
P.S.: никак не удается найти в продаже УВ лампу и присоединиться к исследованиям ув. Характерника.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
....Ну и далее, по мере развития промышленности могли использовать разные химические добавки, которые также могут влиять на свечение.

Правильно.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще такой элемент как радий часто присутствует в горной породе, граните, каолине, цементе и др. ископаемых. Радиоактивный радий Ra-226 широко применялся в прошлом как светящийся элемент на различных приборах, прекрасно светится в темноте. Возможно, также влияет на свечение стекла в УВ?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер!
Ув. che, к сожалению, я не знаю
причины такого явления. Очевидно
это связано с составом стекла. Не думаю,
что причина в солях урана. Хотя свечение
некоторых предметов весьма похоже
на свечение уранового стекла, только
значительно слабее. Позже я сделаю
сравнительные снимки (с урановым).
Свечение отличается по оттенку
- есть ярко салатовое, есть более
желто-зеленое, но все в этой гамме.
Хочу еще раз подчеркнуть - это
огромная перспектива для коллективной
работы.
С уважением!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часто начинающие делают типичные ошибки.
Первое - стекло должно быть чистым, загрязнения,
особенно органика, хорошо светится в УФ
и искажает картину.
При использовании слабого источника
надо его располагать поближе к предмету
и снимать в полной темноте.
Не допускать засветки объектива прямым светом лампы.
Я располагаю предметы приблизительно так
(схематично вид сверху) 1 - УФ "черная" лампа,
2 - непрозрачный и нейтральный к УФ экран
черного цвета, 3 - камера, 4 и 5 - собственно
предметы. Место сьемки также должно быть
темного не флуоресцентного материала.
С уважением!
post-21645-1504160453_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наглядный пример - четыре флакона
(сверху вниз, датировка без уф,
по другим признакам и сведениям)
- до середины 19го в., рубеж веков,
первая треть 20го, рубеж веков.

 

Фото в уф покаэывает, что ярче всего
светится самый ранний предмет.
Порубежные Ралле (второй сверху)
и Брокар (нижний) дают картину
характерную для конца 19го
- начала и далее 20го века.
Третий сверху флакон имеет характерную
для 20го века картину (до 90х).
Брокар светится салатовым но слабо.
Ралле уже не имеет салатового свечения,
как и третий (неопределенный ),
но они оба могут быть и конца 19го и начала 20го вв,
учитывая разный уровень производства
и техпроцессов на разных предприятиях.
Замечу - лиловый оттенок воочию
значительно слабее, это отблеск видимого света
от уф лампы.
post-21645-1504379268_thumb.jpg post-21645-1504379298_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго здоровья!
По свечению - второй и третий ничем.
И если Вы прочитаете
внимательно написанное
мной, посмотрите внимательно
на фото, Вы все поймете. Вы опытный
человек, я надеюсь Вам не надо
раскладывать по алфавиту.
С уважением!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все прочитал и не раз. Ничего непонятно.
Первый, ладно - светит(ся) и пусть.
Далее: "Порубежные Ралле (второй сверху)
и Брокар (нижний) дают картину
характерную для конца 19го
- начала и далее 20го века." Нижний", здесь, это четвертый или третий???
Если это четвертый, то почему третий, имея такое же свечение как и второй(по Вашей методе "
характерную для конца 19го-начала и далее 20го века. "), классифицируется Вами как: " Третий сверху флакон имеет характерную для 20го века картину (до 90х)."????????????????

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ок, разложу на атомы.
"Порубежные Ралле (второй сверху)
и Брокар (нижний) дают картину
характерную для конца 19го
- начала и далее 20го века."
Флаконы (считая сверху) второй
(Ралле) и четвертый - нижний
(Брокар) - относятся к концу 19го
- началу 20го веков (это без УФ).
Свечение для этого переходного периода
(в смысле переходного по классификации
уф) может быть и салатовое (но весьма слабое)
и тускло оливково-болотно-грязной воды
(кто как видит). Но такое-же свечение
будет и далее по 20му веку, почти до конца.
Veniamin: "почему третий, имея такое же свечение как и второй(по Вашей методе "
характерную для конца 19го-начала и далее 20го века. "), классифицируется Вами как: " Третий сверху флакон имеет характерную для 20го века картину (до 90х)."???????????????? "
Потому-что: "- четыре флакона
(сверху вниз, датировка без уф,
по другим признакам и сведениям)
- до середины 19го в., рубеж веков,
первая треть 20го, рубеж веков."
То-есть третий флакон по другим (не уф)
признакам датирован раннесоветским
периодом. А светится он тек-же как и
второй - Ралле.
Потому я и отметил выше о уф-диагностике:
"не может быть
самодостаточной, но очень удобна и наглядна."
То-есть это не абсолютный метод, он должен
применяться в комплексе с другими.
С уважением!

Изменено пользователем Характерник
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ув. Veniamin, если Вы не согласны
с моими выкладками - приведите примеры
опровергающие их, я буду только благодарен.
С уважением!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как я пользуюсь УФ. Например предмет не имеет
(известных мне признаков) по которым можно уверенно
датировать его - тогда УФ позволяет предварительно
отнести его к определенному периоду. И искать
другие доказательства уже не во всем диапазоне
возможных датировок.
Например два дятьковских подлампадника одной
(на первый взгляд) модели :
post-21645-1504632682_thumb.jpg
post-21645-1504632695_thumb.jpg

 

В уф явно видна различная картина - но подобная
картина подходит и для конца 19го века и для начала 20го.
post-21645-1504632704_thumb.jpg post-21645-1504632712_thumb.jpg
Внимательно смотрим прейскурант - светящийся салатовым
- из прейскуранта 19го века.
post-21645-1504632723.jpg
А другой -из прейскуранта
20го века.
post-21645-1504632728.jpg
Отличия небольшие но беря во внимания их
и уф реакцию - можно довольно уверенно (как-минимум
преимущественно) датировать один 19м веком, а другой 20м.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Следующий пример.
Подлампадник, трехслойное стекло,
возможно дятьковский.
post-21645-1504641698_thumb.jpg
post-21645-1504641724.jpg
По внешнему виду может быть и 60х годов
19 века (ранее - ?) и десятых 20го.
Смотрим в УФ:
post-21645-1504641708_thumb.jpg
Можно с большей вероятностью датировать
концом 19го - началом 20го вв.
Мое личное мнение - более ранняя,
чем конец 19го века датировка
весьма маловероятна.
С Уважением!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а вы ранее говорили, что метода применяема только к бесцветному стеклу...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброго здоровья, ув. che!
Именно так - к бесцветному и именно стеклу.
Обратите внимание - во всех предметах
есть бесцветное стекло - как основа
под протраву, как слой в накладном стекле.
По нему и смотрю.
Добавлю - и цветные стекла реагируют
на УФ (некоторые очень слабо), но у меня
нет возможности хоть как-то систематизировать
такое свечение - это непосильная задача.
Кроме того - не факт, что можно выделить
полезную систему из массива по цветному стеклу.
С уважением!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...