Jump to content

Recommended Posts

Добрый день!

Вот такая варварски изуродованная икона с чудесным образом сохранившимся ликом и перстами...

Интересуют оценки по времени и месту написания иконы, возможно, стилю написания лика (похожих образов в интернете не нашел), а также советы о том, как лучше сохранить икону (зеленая краска плохо держится... ), стоит ли поместить под стекло?

Заранее благодарю откликнувшихся

 

IMG_2190.JPG

IMG_2191.JPG

IMG_2192.JPG

IMG_2194.JPG

IMG_2195.JPG

IMG_2197.JPG

IMG_2198.JPG

IMG_2199.JPG

Link to comment
Share on other sites

Сама деревянная основа первая половина 17 века. 

В  19 веке доску вторично использовали убрав останки оригинального красочного слоя и написали изображение заново. 

Также в тоже время поставили латунный оклад, который утрачен, такое понавление под древность  называется работой "владимирских старинщиков".

  • reaction_title_1 3
  • reaction_title_2 1
Link to comment
Share on other sites

Большое Вам спасибо!

Правильно ли понимаю, что повреждения доски (похоже что топором) - это уже 20 век, когда сбивали оклад?

Можно ли как-то зафиксировать текущее состоянии иконы, чтобы краска лучше держалась (недорого)?

 

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Проштудировав Интернет)) пришел к выводу, что лик не вполне соответствует старообрядческим традициям, слишком "живоподобен", хотя перстосложение двуперстное, т.е. имеется некоторое противоречие.... или ошибаюсь? опыта - одна неделя)))

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
27.11.2022 в 11:40, EvgenyN сказал:

хотя перстосложение двуперстное, т.е. имеется некоторое противоречие....

Это не двуперстие, которым накладывают крестное знамение (крестятся).

Здесь, так называемое "имясловное перстосложение", применяемое священником для благословение. Икона, соответственно, не старообрядческая

  • reaction_title_1 4
  • reaction_title_2 1
  • reaction_title_6 1
Link to comment
Share on other sites

Насколько понял, при "имясловном перстосложеннии" большой палец скрещивается с безымянным и получается литера Х, а когда только  соприкасаются подушечками - это вариант двоеперстия .....

Link to comment
Share on other sites

В изначальном варианте, этот жест означал несколько другое. 

В иконопись он попал прямиком из Римского сената, где были два основных жеста, первый мы все помним со школы: Поднятая вверх рука - Прошу слова! 

1791774338_------------75798851.thumb.jpg.5ba973d3881e7362ee298dc31f517101.jpg

 

Второй жест, сомкнутые два пальца означал: Я говорю (вы молчите / сомкните уста) 

1180872.thumb.jpg.dfe29e7a8c8a8273878847cdb35f49ef.jpg

 

В иконописи этот жест означает ровно тоже самое - Бог (или в данном случае Святой) с иконы нам говорит, а мы должны молчать и слушать. 

Мы привыкли все о себе да про себя, и так же часто пред иконой ведём себя, требуем, просим себе чего-то, вместо того, что бы помолчать, послушать что нам говорит икона. 

 

P. S. позже, этот жест торгаши (рекламщики в США) стали использовать (трактовать) как ОК 

Edited by antikvar63
  • reaction_title_1 6
  • reaction_title_2 1
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
08.12.2022 в 01:43, antikvar63 сказал:

В изначальном варианте, этот жест означал несколько другое. 

В иконопись он попал прямиком из Римского сената, где были два основных жеста, первый мы все помним со школы: Поднятая вверх рука - Прошу слова! 

1791774338_------------75798851.thumb.jpg.5ba973d3881e7362ee298dc31f517101.jpg

 

Второй жест, сомкнутые два пальца означал: Я говорю (вы молчите / сомкните уста) 

1180872.thumb.jpg.dfe29e7a8c8a8273878847cdb35f49ef.jpg

 

В иконописи этот жест означает ровно тоже самое - Бог (или в данном случае Святой) с иконы нам говорит, а мы должны молчать и слушать. 

Мы привыкли все о себе да про себя, и так же часто пред иконой ведём себя, требуем, просим себе чего-то, вместо того, что бы помолчать, послушать что нам говорит икона. 

 

P. S. позже, этот жест торгаши (рекламщики в США) стали использовать (трактовать) как ОК 

Ничего себе! а версия Церкви, существующая веками, что это благословляющий жест священника или епископа и пальцы сложены так, чтобы символизировать имя второй Испостаси, Бога Сына - IС ХP, как-то вообще отменили? Римские риторы использовали много разных знаков, наверно, и древние шумеры тоже что-то изображали пальцами в речи, но этот жест почти 2 тыс лет в Церкви означает не "вы молчите, я говорю", а благословение Бога верующим. Согласитесь, контекст довольно разный. В Древнем Риме волосы в синий и др. цвета красили проститутки, например. Нельзя же на основании этого сделать вывод, что вся молодежь с покрашенными в дикие цвета головами - представители древнейшей профессии :)

  • reaction_title_2 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, eleonor сказал:

Ничего себе! а версия Церкви, существующая веками, что это благословляющий жест священника или епископа и пальцы сложены так, чтобы символизировать имя второй Испостаси, Бога Сына - IС ХP, как-то вообще отменили? Римские риторы использовали много разных знаков, наверно, и древние шумеры тоже что-то изображали пальцами в речи, но этот жест почти 2 тыс лет в Церкви означает не "вы молчите, я говорю", а благословение Бога верующим. Согласитесь, контекст довольно разный. В Древнем Риме волосы в синий и др. цвета красили проститутки, например. Нельзя же на основании этого сделать вывод, что вся молодежь с покрашенными в дикие цвета головами - представители древнейшей профессии :)

Вы можете сколь угодно изощеряться в словоблудии, но, если поговорите на эту тему с богословами (обычный приходской священник не обязан все знать), уверен мозги встанут на место. 

Про то, что веками считается Благославляющий жест - так это и нормально, Церковь во все времена адаптировала под себя языческие праздники, жесты, особенности богослужения и много ещё чего. 

В язычестве солнце и луна (+звезды) это божества и им поклонялись, а Библия говорит - Ст. 16-19 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью... 

Другими словами это лампочки, основная и запасная (ночник).

И все, ни какого желания поклоняться лампочкам уже нет. 

Edited by antikvar63
Link to comment
Share on other sites

Вообще, в иконописи много чего изменилось. 

Например изначально Библию только Иисус Христос держал руками, апостолы и святые всегда держали Библию через ораль (длинная широкая лента, которую носят через плечо поверх облачение), но, с конца XIX века стали появляться иконы, где Иисус Христос держит Библию через ораль, что канонически не верно. 

И ещё, если внимательно перечитаете, поймёте, что я не нарушаю догматы церкви, а всего лишь ввёл экскурс в историю, что означал жест изначально. 

Сейчас благославляющий жест можно встретить на иконах и у Святых, тогда как в старину писали только у Господа, у Апостолов и у равноапостольных Святых. 

Годы идут, всё меняется... 

Edited by antikvar63
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, antikvar63 сказал:

Вы можете сколь угодно изощеряться в словоблудии, но, если поговорите на эту тему с богословами (обычный приходской священник не обязан все знать), уверен мозги встанут на место. 

Про то, что веками считается Благославляющий жест - так это и нормально, Церковь во все времена адаптировала под себя языческие праздники, жесты, особенности богослужения и много ещё чего. 

В язычестве солнце и луна (+звезды) это божества и им поклонялись, а Библия говорит - Ст. 16-19 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью... 

Другими словами это лампочки, основная и запасная (ночник).

И все, ни какого желания поклоняться лампочкам уже нет. 

(оставлю за скобками, что меня 15 лет учил человек, который теперь руководит учебным комитетом РПЦ, а также то, что 6 лет меня мучил всеми богословскими дисциплинами весь пстгу). Но: вам не кажется странным, что вы толкуете жест, созданный одной системой, в рамках совершенно другой системы? Это, примерно, как на свастику на фашистских самолетах сказать: "это древний солярный знак". Извините, но это в древней Индии он солярный знак, а на самолете в 43 году - это что-то другое уже. Да, в Риме был схожий знак (но пальцы сложены все равно иначе, вы это упустили). Но в Церкви-то, для которой создавалось это искусство, знак означал благословение, преподаваемое Христом, а не "я говорю, все молчат".  И да: у вас на фото сомкнуты большой и указательный пальцы, а на иконе перекрещены большой и безымянный - потому что они показывают букву Х слова "Христос". Знаете, в сакральном (неважно, римский ли это сенат или церковный образ), каждая точка на йотой имеет значение :)

  • reaction_title_1 3
  • reaction_title_2 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, antikvar63 сказал:

Вообще, в иконописи много чего изменилось. 

Например изначально Библию только Иисус Христос держал руками, апостолы и святые всегда держали Библию через ораль (длинная широкая лента, которую носят через плечо поверх облачение), но, с конца XIX века стали появляться иконы, где Иисус Христос держит Библию через ораль, что канонически не верно. 

И ещё, если внимательно перечитаете, поймёте, что я не нарушаю догматы церкви, а всего лишь ввёл экскурс в историю, что означал жест изначально. 

Сейчас благославляющий жест можно встретить на иконах и у Святых, тогда как в старину писали только у Господа, у Апостолов и у равноапостольных Святых. 

Годы идут, всё меняется... 

не обязательно через орарь. это могла быть какая угодно ткань, даже край плаща у Симеона Богоприимца в Санта Мария Маджоре. Орарь - это одеяние священства (диакона, как вы знаете). у священника он складывается пополам - получается епитрахиль. А святые принимают кодексы, свитки или  венцы от Христа покрытыми руками - по древней традиции, как раз римской, потом византийской, выражающий благоговение, почтение к святыне и тд. Петр в Санта Констанца принимает свиток (если не путаю) от Христа, руками, покрытыми краем одежд. У Петра ж не могло быть никакого ораря в принципе (ну это вы знаете не хуже меня).

  • reaction_title_1 2
  • reaction_title_2 1
Link to comment
Share on other sites

17.11.2022 в 18:28, EvgenyN сказал:

Большое Вам спасибо!

Правильно ли понимаю, что повреждения доски (похоже что топором) - это уже 20 век, когда сбивали оклад?

Можно ли как-то зафиксировать текущее состоянии иконы, чтобы краска лучше держалась (недорого)?

 

можно аккуратно поискать среди выпускников реставраторских отделений: маху, сурик, пстгу, глазуновка кого-то, кто законсервирует это по правилам. довольно много их работает "на себя", а не в организациях. Но я сомневаюсь, что даже это может быть дешево. особенно есть там маслом поновляли темперу. Только не отдавайте человеку, который скажет, что он иконописец - вот это будет точно плохо. ищите с дипломом реставратора

  • reaction_title_1 2
  • reaction_title_2 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, eleonor сказал:

(оставлю за скобками, что меня 15 лет учил человек, который теперь руководит учебным комитетом РПЦ, а также то, что 6 лет меня мучил всеми богословскими дисциплинами весь пстгу). Но: вам не кажется странным, что вы толкуете жест, созданный одной системой, в рамках совершенно другой системы? Это, примерно, как на свастику на фашистских самолетах сказать: "это древний солярный знак". Извините, но это в древней Индии он солярный знак, а на самолете в 43 году - это что-то другое уже. Да, в Риме был схожий знак (но пальцы сложены все равно иначе, вы это упустили). Но в Церкви-то, для которой создавалось это искусство, знак означал благословение, преподаваемое Христом, а не "я говорю, все молчат".  И да: у вас на фото сомкнуты большой и указательный пальцы, а на иконе перекрещены большой и безымянный - потому что они показывают букву Х слова "Христос". Знаете, в сакральном (неважно, римский ли это сенат или церковный образ), каждая точка на йотой имеет значение :)

🤦‍♂️

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.
 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...