Jump to content

Фаянс в Риге,Минске и Краснодаре. Обсуждение.


Recommended Posts

Со временем всё забывается..Попробуем вместе с участниками форума вспомнить какого цвета  клейма ставили на фаянс следующие предприятия: рижский фарфоро-фаянсовый завод,минский фарфор-фаянсовый завод и краснодарский фарфоро-фаянсовый завод.Не всё так однозначно оказывается  с этими клеймами.

Начнём с Риги. Марки красного,синего и зелёного цвета появились по некоторым источникам на рижских предметах  с 1953.  Фаянс клеймят обычно зелёным цветом , поэтому,  чтобы не спутать с фарфором  3-го сорта,,надо обращать внимание на сорт-он должен быть обычно  первого и второго сорта (1S и 2S). Смотрите фото(часть фото взято из нашего каталога).

Относительно периода  1946-1953 сведений не имею.Возможно кто-то подскажет из знатоков...

Попадались давно  фаянсовые тарелки Рижского фарфорового завода(быв. ф-ка Я.К.Ессена) периода 1944-1953- клеймо было кажется красного цвета.

 

.

6138f9aa76d234.00180168_IMG_0873.thumb.jpg.30827182a58696d86151e75cc80fafd3.jpg

6138f9ab2661d1.48336720_IMG_0878.thumb.jpg.f83ee919a88b31bb7ebf92dda60641bf.jpg

db_naL_01-1.png

db_naL_11-2 (2)-э.png

pff-vaze-jurnieks-1-skira-porcelans-40-50-gad_216_xl.thumb.jpg.407f87e56bdbd926834ca8bed5309be8.jpg

pff-vaze-jurnieks-1-skira-porcelans-40-50-gad3_216_xl.thumb.jpg.490c6f35eb585f4f254fecef436d28aa.jpg

post-1-1171908068.jpg

post-17114-1496177473_thumb.jpg

post-17114-1496177305_thumb.jpg

  • reaction_title_1 3
Link to comment
Share on other sites

Переходим к Минску.На фарфоро-фаянсовом заводе фаянс по некоторым источникам использовали с 1951 по 1961 год.А вот зелёный цвет клейма встречается далеко нечасто..Смотрите фото (дед Мороз, голуби,графин).Эти предметы имеют  первый сорт красного цвета.Хорошо известно, что предприятие тиражировала модели Конаково(ЗиК).Например,голубь,котята,козлёнок.Из фаянса также  изготовлены ск. "Борзые",ск."Альбатрос". На фото  даю фаянсовый сосуд"Петух"с клеймами синего цвета.Объяснение цвета у клейм периода 1952-1957  у меня нет Может кто нибудь предложит рабочую версию?

post-18-1155671161_thumb.jpg

post-18-1155671238_thumb.jpg

post-19473-1366317460.jpg

post-7459-1428156095_thumb.jpg

post-9398-1287917953_thumb.jpg

post-7459-1428156107_thumb.jpg

post-9398-1287917933_thumb.jpg

IMG_0620.JPG

IMG_0623.JPG

  • reaction_title_1 3
Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте, уважаемый Аркадий Геннадьевич. Не совсем понимаю суть Вашего вопроса. Написала своим коллекционерам Минского фарфора, они тоже не улавливаю, к чему Вы клоните. Клейма встречаются разных цветов, в зависимости от сортности и не только. Мне встречались клейма 1952-57 г.г. красного цвета. В нашем форумсктм каталоге есть и золотого цвета. Следующее за ним, круглое клеймо, в моей коллекции тоже встречается красного и золотого цвета, кроме зелёного и синего. Они ставились на малотиражных фигурках, как я понимаю и на партиях, идущих на экспорт, возможно, подарочных. Вот, например , красное клеймо на фигуре Лявониха, Глебова. И из нашего форумского каталога- золотого цвета:

A5AA09B3-2B71-4D8D-8EF4-B058CE41495E.jpeg

5C2405A7-AC72-4317-8647-117F276D8BD5.jpeg

  • reaction_title_1 4
  • reaction_title_2 1
  • reaction_title_6 1
Link to comment
Share on other sites

Уваж..Ленуся,спасибо за ваш ответ.Попробую уточнить вопрос.Перед нами два сосуда,левый из фарфора,цвет клейма-синий,сорт не указан.Правый- имеет клеймо синего цвета,сорт не указан.Но разве он из фарфора? Почему у правого сосуда "Петух"синий цвет клейма? На мой взгляд керамическая масса сходна с массой,который пользовался ленинградский "Стройфаянс".Теперь вопрос ясен? С уважением.

Edited by Mina1
Link to comment
Share on other sites

Попытаюсь прояснить ситуацию с обоими сосудами- петухами. В моей коллекции есть такой,с ранним клеймом- коллекционеры Минского фарфора называют его Подкова.Итак: левый петух, с клеймом подкова- фаянсовый. Клеймо частое, не вызывает у меня никаких сомнений. Цвет, обычный. Ничего странного не нахожу. 
Правый петух, с круглым, более поздним клеймом. Его, действительно ставили на фарфоровых изделиями, которые выпускали завод после 1957 года. Но… разницы в петухах не вижу, кроме недокраса, на правом, с круглым клеймом. На мой взгляд, оба сосуда фаянсовые. А при чем тут цвет клейм? Цвет на круглом клейме- это сортность. Об этом написано у Насоновых. И не вызывает сомнения. 

41317E12-9781-45B5-9F84-6DDA044EA5D7.jpeg

  • reaction_title_1 3
  • reaction_title_2 1
Link to comment
Share on other sites

Петух- не фарфор. Почему возникает этот вопрос? Петух выпускался только в фаянсе. А вот кувшин виноград- фарфор.  Клеймо поставили зелёное, так захотел ОТК. 

  • reaction_title_1 2
Link to comment
Share on other sites

 1960 год. Построен и начал выпускать продукцию Краснодарский завод "Чайка",но только фарфор..Тиражировать фаянс предприятие начало в 1968 году после постройки  нового цеха. Поиски мелкой пластики из фаянса с клеймами пока. ни к чему не привели .Клеймы ( в тесте) найдены в основном  на общепитовских тарелках. На предмете из супового сервиза-супницы есть зеленое клеймо.

t04.jpg

t10.jpg

tarelka_fajans_krasnodarskij_zavod_klejmo_chajka_sjuzhetnaja_sssr.jpg

tarelka_fajans_krasnodarskij_zavod_klejmo_chajka_sjuzhetnaja_sssr (2)-э.jpg

tarelka_s_risunkom_zelenye_kolokolchiki_krasnodarskij_farforo_fajansovyj_zavod_1962.jpg

 

66129496.0.jpg

mPTb7hMwtnm1RaKg.jpg

165339999.5.208x208.jpg

kleimo_07.jpg

Edited by Mina1
  • reaction_title_1 1
Link to comment
Share on other sites

К сожалению на Минском ФФЗ пересортица носит массовый характер.. (фото из нашего каталога)

post-2292-1336164068_thumb.jpg

post-2292-1336164076_thumb.jpg

post-7459-1428154268_thumb.jpg

post-7459-1428154293_thumb.jpg

post-9398-1276942143_thumb.jpg

post-9398-1276942151.jpg

  • reaction_title_1 1
Link to comment
Share on other sites

Проверила своих ребят, те что на приведённых Вами фотографиями. У меня зелёное клеймо на Иванушка стоит со 2 сортностью- голубого цвета. И у космотнавтика, зелёное клеймо с правильной сортностью. Зачастую на Минских фигурах отсутствует метка сортности, а на мелких, есть сортность, но отсутствует клеймо. Усматриваю за всем этим- человеческий фактор. 

  • reaction_title_1 2
Link to comment
Share on other sites

Ленуся,хочу напомнить Вам ,что такое бисквит.Это изделия из белой фарфоровой массы,непокрытые эмалью.Следовательно на  бюстах из бисквита мы увидим клейма для фарфора.У Минскоог ФФЗ они синего или голубого цвета.Смотрите фото,поэтому рад за вас,что в вашей коллекции преобладают изделия из фарфора.Моя же тема на нашем форуме посвящена клеймам на фаянсе . С уважением.

post-17132-1278618206.jpg

post-17132-1278618238.jpg

  • reaction_title_1 1
Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Аркадий Геннадьевич. Клеймо подкова в 1957 году ставилось не только на фаянсовых изделиях, но и на фарфоровых, в том числе и на бисквите. Это мы наблюдаем многократно, так же даётся пояснение у Насоновых . Читаем: Посудные формы , вазы, скульптура из фарфора и фаянса  

E8F3629F-61BB-4529-9750-EF45797CF9AA.jpeg

Edited by Ленуся
  • reaction_title_1 1
Link to comment
Share on other sites

Несколько слов из истории завода :

15 марта 1951 года Минского изразцовый завод переименовали в фарфорово-фаянсовый. Эту дату принято считать днем рождения белорусского фарфора.

 

С 15 июля 1957 года фарфорово-фаянсовый завод перешел в систему управления стекольной и химической промышленности БССР [4]. 

 

В 1961 г.выпуск фаянса был прекращен, название завода поменялось на Минский фарфоровый завод.

Я ещё раз хочу обратить Ваше внимание, Уважаемый Аркадий Геннадьевич, что фаянсовые изделия производились до 1961 года, а клеймо подкова было в производстве до 1957. И наоборот: Фарфор производился на заводе с середины 50-х, и на нем ставили клеймо подкова. У меня в коллекции есть фаянсовый кувшин по моделям Кузнецовского завода, на нем круглое голубое клеймо периода 1958-62 гг. 

В моем архиве есть практически все печатные издания, посвящённые этому заводу. Мое мнение, и мнение моих друзей, Коллекционеров Минского фаянса и фарфора- клейма ставились в зависимости от периода, по годам. Но никак не разделялись : клеймо на фаянсе или клеймо на фарфоре. 

  • reaction_title_1 1
  • reaction_title_2 2
Link to comment
Share on other sites

Уваж. Ленуся,хорошо ходить по широким и прямым дорогам,которые построили умные и знающие люди,         но проходит время и начинаешь понимать,что не всегда эти дороги ведут к истине.Правила маркирования фаянса для всех советских предприятий  после 1950 года были одинаковы .Цвет клейма-зелёный и черный,сорт обозначался отдельным штампом.Для примера даю клейма Будянского фаянсового завода.Применение этих правил можно увидеть в мое теме для Минского ФФЗ ..Решение вопроса по синему  и красному цвету клейм надо искать не в халатности людей,а разбираться с керамической массой, которая могла быть полуфарфоровая или витриес-чайна. МФФЗ начинал не на пустом месте-производство изразцов было давно освоено.Надо не забывать,что цек на изделиях завода почти  отсутствовал. С уважением

IMG_0618.JPG

  • reaction_title_1 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...