Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Лепорская Анна Александровна
Форум для коллекционеров антиквариата > НАША БИБЛИОТЕКА > ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Люда
Анна Лепорская родилась в 1900 году в Чернигове и провела здесь первые годы своей жизни. Ее отец, преподаватель древних языков, вскоре со всем семейством переезжает в Вятку, потом в Псков, где проходит юность художницы. Здесь она закончила гимназию. Здесь подружилась с семьей замечательного писателя Вениамина Каверина, встречалась с Юрием Тыняновым. Город "Двух капитанов" и "Открытой книги" - это Псков юности Лепорской.
В учительской семье было принято, чтобы дети, становясь взрослыми, сами содержали себя. В 1918 году в глухой деревушке под Псковом Анна Лепорская начинает свою самостоятельную жизнь в качестве школьной учительницы. Потом она вспоминала, какой трудной была эта работа; как пришлось жить в избе с полуразрушенной крышей, где зимою снег засыпал и лавки, и стол, и кровать, а осенью все промокало насквозь. Постоянная стрельба, деревни переходили из рук в руки: шла гражданская война, и школа перестала работать. Родители забирают дочь в город.
Лепорская поступила в Псковскую художественно-промышленную школу. Здесь пробуждается ее интерес к керамике и фарфору как к художественным материалам: "Мне доставляло большое удовольствие "тянуть" форму кувшина на ножном гончарном круге", - вспоминала она. Через два года школа закрывается, и Анна Лепорская сдает экзамены в Академию художеств в Петрограде. Она выбирает факультет живописи, которым руководил замечательный Кузьма Петров-Водкин - один из первых российских художников, обратившихся к революционой тематике, автор бессмертного "Купания красного коня".
Это было мятежное время ниспровержения авторитетов - интереснейшее для искусства. Академия кипела дискуссиями, а за ее стенами они перерастали в бурную борьбу различных художественных направлений. Однажды, получая паек в "каптерке" Академии, Лепорская узнала, что в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) приехали псковичи с витебскими "уновисцами" ("Уновис" - утвердители нового искусства - группировка молодых витебских художников). И она вместе с товарищами оставляет Академию и переходит в институт.
По сути, ГИНХУК в то время стал центром левого фронта искусства. Лепорская начала работать в качестве практиканта в теоретическом отделе у Казимира Малевича. Участвуя в разборах живописных произведений молодых художников, приносивших их для показа Малевичу, она вела записи анализов этих работ и помогала в экспериментальных занятиях. Она стала самой молодой ученицей Малевича, основоположника супрематизма. Занимаясь изучением цвета, предметной формы, сводя ее к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов, Малевич увлекался и промышленным искусством, разрабатывал рисунки для текстиля, проекты новой посуды, цветооформление помещений внутри и снаружи. Это стало школой для Лепорской, сформировавшей ее как дизайнера, великолепно владеющего особым искусством композиции экспонатов в пространстве, искусством цветовых сочетаний и акцентов, останавливающих внимание зрителей на основном.
Лепорская живо интересовалась всеми экспериментами учителя, но дальше шла своим путем, выбирая из них то, что было свойственно ее творческой индивидуальности. Самое главное: она впитала в себя принцип широты художественных интересов, который был так характерен для Малевича. Это позволило ей в дальнейшем проявить свой талант и в оформлении выставок, интерьеров, и в искусстве фарфора.
В институте она знакомится с Николаем Суетиным - также учеником Малевича, талантливейшим художником, который вскоре становится ее мужем. Это была та еще "тусовка": Суетин, Пунин, Ахматова и так далее - элита Петрограда. Кстати, упоминание о Николае Михайловиче встречается в переписке Анны Андреевны. Чета Суетин-Лепорская сохраняют верность учителю даже в то время, когда это становится опасным: в 1935 году на могиле Казимира Малевича устанавливают памятник, спроектированный Николаем Суетиным, - куб с "Черным квадратом".
А Лепорская с благодарностью вспоминает: "Непосредственная работа с К.С. Малевичем дала мне толчок к пониманию того, что прежде казалось непонятным. Работа с ним дала понимание основных начал пластичности всякой формы, выращивания ее как живого природного элемента цветка, растения, понимание "чуть-чуть", которое может или выстроить удивительную гармонию вещи, или сделать ее безобразной и даже вовсе разрушить".
В 1937 году Лепорской поручают оформление интерьера зала искусств советского павильона на Всемирной выставке в Париже, что само по себе было большой честью. Следующее событие, где Лепорская в полной мере применяет свое искусство дизайнера, - Международная выставка в Нью-Йорке в 1939 году. Помимо работы над выставками в предвоенные годы Лепорская много занимается живописью маслом и акварелью.
Невозможно без волнения читать воспоминания Анны Александровны периода Ленинградской блокады. Она оставалась в осажденном городе и делала все то, что должен был делать каждый ленинград-ский художник и гражданин. От подготовки к эвакуации музейных ценностей Эрмитажа до работы в госпитале. От блокадных пейзажей Ленинграда, которые и сейчас пронзают душу зрителя, до производства мин на заводе. "Ходить надо было больше десяти километров. Я присаживалась на сугробы, но приходила вовремя. Промерзший цех, промерзшие корпуса, мины, которые надо было аккуратно покрывать изнутри лаком. Работали в ватниках, но мину надо держать пальцами без перчаток - и они у меня обморозились. Зато удовлетворение большое - мины прямо из-под рук шли на фронт. Так прошло около двух месяцев, после которых меня свалили дистрофия и цинга", - вспоминала Анна Лепорская.
Весьма значительной, сложной и ответственной была ее работа по оформлению могилы Александра Невского. После того, как были введены воинские ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Военный совет Ленинградского фронта в ноябре 1942 года принял решение по-новому оформить могилы великих полководцев - здесь должны были приносить присягу воины, идущие на фронт. Над могилой Суворова работал Николай Суетин. "Я оформляю могилу Александра Невского. Мне кажется, что в этом огромном, промерзшем Троицком соборе с ледяными сквозняками ничего невозможно сделать, а сделать надо обязательно", - напишет Лепорская в своем дневнике.
Старая, с толстыми сводами церковь освещалась тусклым колеблющимся светом керосиновой "летучей мыши". Для отдыха совсем не было времени. Ложились здесь же, на стульях, и засыпали, как убитые. Стены собора содрогались от взрывов: кладбище Александро-Невской лавры бомбили фашисты… Анна Лепорская награждена медалями "За оборону Ленинграда" и "Партизану Отечественной войны" 2-й степени.
И еще одна дизайнерская работа Лепорской военных лет имела огромное значение для ленинградцев. Летом 1944 года из эвакуации вернулся Государственный театр оперы и балета имени Кирова, здание было сильно повреждено, необходима была срочная реставрация. Лепорской поручили цветовое оформление интерьеров. И она сделала это изобретательно и красиво, несмотря на то, что в городе почти не было красителей и драпировочных материалов.
Но особенно ярко ее талант проявился уже после войны, в искусстве фарфора, на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова. В какой-то мере на ее переход к фарфору повлиял муж. Николай Суетин был главным художником завода и, обладая острым чувством пропорций, строгостью вкуса, четким ощущением современности, произвел настоящую революцию в искусстве фарфора. Лепорская, давно интересовавшаяся работой над формой массовых изделий из фарфора, с радостью взялась за эту работу.
В 1945 году она создает свой первый чайный сервиз для Ломоносовского завода "Конус" - с классически простым силуэтом и прекрасно собранным ансамблем. Он сразу завоевал признание и был принят к тиражированию. С 1948 года Лепорская - в штате завода имени Ломоносова и оставалась в нем до самой своей смерти в 1982 году.
В самой высокой степени она овладела искусством "белого золота", как называют фарфор. Ее произведения различны по настроению, но всегда узнаваемы своим изяществом, эмоциональностью, чистотой и простотой линий, виртуозным применением народных мотивов. Таковы вазы "РСФСР", "Гладиолус", сервиз кофейный "Вертикаль", сервиз чайный "Шиповник", сервизы чайно-кофейные "Капля", "Россия", "Русский лубок", "Весна. Птицы", "Золотая птица", "Новостройки", детский комплект "Зайкин дом" и многие другие ее произведения.
Люда
Картины Анны Александровны
Марина Алексеевна
Вазы "Бутон"
Dinapart
Добавлю фото нескольких работ Лепорской Анны Александровны:
Михаил_TOR
Предметы из сервиза "Советский"
Форма "Московская", 1951-1954 гг.
Скульптор Анна Лепорская
Художник Анна Ефимова
Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, позолота
из собрания музея ИФЗ
_
Dinapart
"Золотая агашка", сервиз 1965 г.
Dinapart
Набор ваз, автор форм - Лепорская А.А. (1960, 1962, 1969 гг.)
Михаил_TOR
Псковитянка. 1930-1934 год
холст, масло
60 х 48 см
_
romanpavl
"Юбилейная"
Высота 11см
romanpavl
"Юбилей Октября".
Автор росписи К. Г. Косенкова.
Форма А. А. Лепорской.
Н=13 см.
Vikdan
Анна Александровна Лепорская (1900-1982) художник, скульптор ЛФЗ в 1945 - 1982 годах. Заслуженный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии РСФСР.
Vikdan
Художники Анна Александровна Лепорская и Николай Михайлович Суетин. Фото 1920-х годов.
Vikdan
Анна Александровна Лепорская (1900-1982) художник, скульптор ЛФЗ в 1945-1982 годах. Засл. художник РСФСР, лауреат Гос. премии РСФСР. Фото 1964 года.
Vikdan
Художники завода А. А. Лепорская, А. Н. Семенова, К. Г. Косенкова, С. П. Богданова, хранитель музея М. Ф. Изотова. Фото 1970-х годов.
Dinapart
Вазы, 1960-е гг.
Vikdan
скульптор Анна Александровна Лепорская

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Сервиз «Прогулка», ф. Вертикаль. Автор формы - А. А. Лепорская, худ. - И. С. Олевская, 1973 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Ваза «Гвоздики», ф. Бутон, автор формы - А. А. Лепорская, росп. Л. Лебединской, 1956 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Ваза «Колокольчик», ф. Бокал, автор формы - А. А. Лепорская, росп - А. Яцкевич, 1951 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Графин «Восточный», ф. Восточная, авт. формы - А. А. Лепорская, росп - С. П. Богданова 1956 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Кобальтовая ваза, ф. Лилия, авт. формы - А. А. Лепорская, 1971 г.

фото и инфо из - http://www.ipm.ru/news/398
Dinapart
Украшение для стола "Ручеек", 1962 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Dinapart
Ваза "РСФСР", 1972 г.

magnacharta
Сервиз форма "Капля" ( из собрания Псковского музея)
1960 г.
Dinapart
"Сказка о козле и баране", питьевой набор, 1960-е гг. Автор формы - Лепорская А., автор росписи - Протопопова Л.
natarani
А.А. Лепорская
Сервиз "Натюрморт", 1959-1960
Фарфор

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Из книги "Советское декоративное искусство", М., 1974, стр. 178.
Dinapart
Сервиз "Колхозный", роспись на форме "Трактирный". 1967 г. ГРМ.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла
Dinapart
Детский набор "Зайкин дом", 1960 г.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Dinapart
Сервиз чайный "Поле", 1974 г.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Dinapart
Пейзаж из серии "Мичуринские сады", 1941 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Mina1
Прибор для кваса "Петушок".1960.
Фарфорист-собиратель
Анна Александровна Лепорская (1900-1982) художник, скульптор ГФЗ-ЛФЗ имени Ломоносова в 1948 - 1979 годах.
Заслуженный художник РСФСР.
Лауреат Государственной премии РСФСР. Награждена медалями.
Член СХ СССР.

Фотографии:
- 1945 год. Из собрания ЦГАЛИ СПб.
- В зале выставки «Героическая оборона Ленинграда»: один из создателей экспозиции художник А. А. Лепорская (слева) с группой военных у макета партизанского лагеря. 1944 год.
- 1958 год. Из собрания ЦГАЛИ СПб.
- 1964 год. Из собрания ЦГАКФФД СПб.
- 1968 год. Из собрания ЦГАКФФД СПб.
- 1970 год.
Mina1
На Осенней выставки в 1963 году автор представил следующие работы - (см.фото)
magnacharta
Блюдо "60 лет Октябрьской революции"

Автор формы: Борисов А.И. (1923-1998 гг.); Автор росписи: Лепорская А.А.
1977 г.

Фарфор; роспись надглазурная монохромная, позолота, цировка.
Из фондов ГЭ.
Dinapart
"Сланцы", сервиз, майолика. 1964 г.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
magnacharta
Флакон с пробкой "Золотые полоски"
1955 г.
Фарфор; позолота, цировка, роспись надглазурная полихромная.
Автор формы Лепорская А., авт. росписи Богданова С.П.
Выс. с пробкой 8,7 см.
Из фондов ГЭ.
Mina1
На выставке"Советская Россия",1967 автором был представлен сервиз "Россия".
Vikdan
Открытка Советский фарфор. Сервиз "Колхозный" (Трактирный).
Фарфорист-собиратель
Анна Александровна Лепорская (1900-1982) художник, скульптор ГФЗ-ЛФЗ имени Ломоносова в 1948 - 1979 годах, завершает работу над сервизом «Колхозный».
1967 год. Архив АО «ИФЗ».
Dinapart
"Пробуждение", чайно-кофейный сервиз, 1979 г.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла
Марина Алексеевна
Сервиз. Частная коллекция.
Марина Алексеевна
Лепорская Анна Александровна (1900–1982) Эскиз парадного сервиза. 1958.
Бумага, акварель, гуашь, 62 х 80 см.

АД Литфонд.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2018 IPS, Inc.